МОУ "Спасская СОШ"Воскресенье, 19.11.2017, 20:47

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Документация | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Методическая копилка [39]
РКПМО [14]
Положения [10]
Приказы [5]
Законы МО [4]
ЕГЭ [9]
Подготовка к ЕГЭ, документы к ЕГЭ
Постановления Главы района [2]
Постановления Главы Волоколамского муниципального района
Устав школы [1]
Лицензия и Свидетельство [2]
Лицензия на право ведения образовательной деятельности Свидетельство о гос. аккредитации
ФГОС [5]
Инновационная деятельность [4]
Школьное лесничество [3]
Учебный план [9]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Методическая копилка

Реализация компетентностного подхода в курсе математики в начальной и средней школе.
[ Скачать с сервера (68.0Kb) ] 05.10.2016, 12:02

 

Реализация  компетентностного  подхода в курсе математики в начальной и средней школе.

Автор: Тихонова Оксана Ивановна – учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения «Спасская средняя общеобразовательная школа» с. Спасс Волоколамского р-на М.О.

 

Современные школьники – главные действующие лица интеллектуальных, общественно – социальных и производственных процессов в 21 веке. Значит, нужно формировать разносторонне развитую личность, способную жить и действовать в новом тысячелетии, владеющую опытом творческой деятельности, новыми технологиями труда. Полученные знания для ребёнка должны являться тем стержнем, который позволит ему чувствовать себя уверенно при работе с любого рода информацией: чёткое понимание преследуемой цели, отлаженный алгоритм действий, умение подбирать и использовать необходимый для работы инструментарий, т.е. в образовании необходим компетентностный  подход.

            В результате изучения теоретических основ компетентностного  подхода, можно выделить семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая компетенция; общекультурная компетенция; учебно-познавательная компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; социально-трудовая компетенция; компетенция личностного самосовершенствования. Рассмотрим использование этих ключевых образовательных компетенций относительно урока математики.

1. Ценностно-смысловая компетенция. В течение учебного процесса учителю необходимо выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения, т.е. способствовать выбору детьми той сферы, которая им наиболее интересна — это либо гуманитарная сфера, либо сфера точных наук.

На мой взгляд, лучше всего для реализации данной компетенции подходит решение логических задач. Развитие логического мышления - это  одна из важных    задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Например, на одном из этапов урока математики предлагаю задания по развитию логического мышления. Ребята с удовольствием их решают, они занимательны, нестандартны, вызывают интерес.

Задание:

1.  В саду распустилось 15 астр и 17 георгинов. Девочка сорвала 16 цветков из них.   Ответь на вопросы:

1. Был ли среди них хотя бы один георгин? (да)

2. Была ли среди них хотя бы одна астра? (да и нет)

2. Общекультурная компетенция подразумевает, что непосредственно на уроках математики мы должны знакомить учеников с общественной моралью и традициями. То есть учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.

На первый взгляд, довольно трудно реализовать данную компетенцию на уроках математики. Однако, возможно использование задач со скрытой информативной частью.

Например, (задача из задачника Григория Остера «Вредные советы» для 4-5 кл.):

«У Вовочки было 50 копеек. Он подошёл  к Васе и отнял у него 3рубля 50копеек, потом подошёл к Коле и отнял у него 5рублей 60 копеек. Потом – к Феде и отнял 8рублей70копеек. Но тут к Вовочке подошёл старшеклассник Егор и отнял у Вовочки вдвое больше денег. Чем тот сам отнял у Васи и Коли вместе взятых. Сколько денег теперь осталось у Вовочки?( Ответ:10 копеек осталось у Вовочки. Поступок Вовочки и Егора в уголовном кодексе рассматривается как грабёж, что влечёт за собой уголовную ответственность, т.е. оба мальчика поступили по отношению к другим неправильно ).

Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые правила. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

3. Учебно-познавательная компетенция  подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию. Одна из главных задач учителя – научить каждого ребёнка быть самостоятельным. Важным фактором развития познавательной самостоятельности является организация работы с детьми на уроке. Один из её вариантов – использование карточек с заданиями, которые предусматривают постепенное сокращение меры помощи учителя. Но прежде чем осуществлять работу по карточкам, учителю необходимо распределить всех детей класса по соответствующим уровням развития познавательной самостоятельности.

Низкий уровень. Ученик не способен самостоятельно проанализировать содержание задачи. Он может выделить условия, вопрос задачи только при помощи наводящих вопросов учителя.

Средний уровень. Ученик может самостоятельно выделить условия и вопрос задачи, определить, что в задаче известно и что нужно найти, но не всегда правильно намечает план решения задачи. Далеко не всегда доводит его до конца.

Высокий уровень. Ученик быстро и правильно анализирует задачу, составляет план решения, записывает решение и ответ. Проводит проверку ответа задачи, тем самым проявляя самоконтроль.

Рассмотрим  организацию работы с детьми по карточкам на примере одной задачи: Электричка за 2 часа проехала  180 км. Сколько километров проедет поезд за 4часа, если его скорость в 2 раза больше скорости электрички?

Ученику, не способному самостоятельно проанализировать задачу и составить краткую запись, предлагаем карточку № 1.

Карточка№1. Краткая запись задачи дана в виде таблицы:

 

V(км/ч)

t(ч)

S(км)

Электричка

?

2

180

Поезд

? в 2 раза больше

4

?


Реши задачу, используя подсказку:

1)430 :  =(скорость электрички);

2) •  = (скорость поезда);

 3)   •  = (километров пролетит самолёт за 5ч.)

В карточке дана краткая запись задачи, указано количество действий её решения, знаки математических действий. В первом действии указано делимое. Рядом с каждым действием есть пояснение того, что находим. Ученику остаётся только подставить пропущенные числа в данные действия и найти ответ задачи.

Отработав с учеником такой тип карточек, предлагаем ему карточку №2.

Здесь также даётся краткая запись задачи, указано количество действий и знаки математических действий, но уже нет пояснений того, что нужно найти в результате каждого действия, и не указано делимое в первом действии.

Карточка№2.

Краткая запись задачи дана в виде таблицы ( см. карточку №1).
Реши задачу, используя подсказку:

1)  :  =; 2) •  = ;3)   •  = 

При работе с этой карточкой ученику приходится домысливать, что можно найти в результате первого действия и что для этого следует записать в скобках как пояснение. Ответив на один вопрос задачи, он последовательно переходит к другим вопросам, учитывая те математические действия, которые даны в подсказке.

Освоив второй тип карточек, ученик переходит к следующему типу. Как и в предыдущих карточках, учитель оформляет краткую запись задачи, но объём подсказки заметно сокращается. Учитель только указывает количество действий решения и знак  математического действия в первом из них.

Карточка№3.

Краткая запись задачи дана в виде таблицы( см. карточку №1).
Реши задачу, используя подсказку:

1)  :  = ; 2) ……………; 3) ……………

            Такого типа карточки мы даём на начальном этапе и детям, имеющим первоначально средний уровень развития познавательной самостоятельности.

            Ученикам, которые способны самостоятельно проанализировать задачу, составить её краткую запись, выделить известное и неизвестное в условии, предлагается

 Карточка №4.

Дана задача:Электричка за 2 часа проехала  180 км. Сколько километров проедет поезд за 4часа, если его скорость в 2 раза больше скорости электрички?Составь краткую запись задачи и реши её, начав решение с нахождения скорости электрички.

От ученика требуется составить краткую запись задачи и решить её, основываясь лишь на той подсказке учителя, где указывается, что нужно найти в первую очередь. Ученик должен сам выделить те данные, которые помогут ему ответить на этот вопрос, а затем найти ответ на вопрос задачи.

Ещё одним из способов  реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают обще учебные умения и навыки. Причём именно умение решать тесты для  детей будет очень полезным в будущем, так как им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

Например: Обведи правильный ответ:

1.В примере 48 – 16 = 32 число 16 является……

а) разностью;            б) уменьшаемым;          в) вычитаемым.    

2.Разность двух чисел 65 и 37 равна….

а) 32;             б) 28;           в)13.

 

4. Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. То есть  на уроке математике мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира.

Информационная компетенция может быть реализована не ранее, чем в  3-4 классах, так как она подразумевает использование ребёнком различных информационных ресурсов. Ученикам предлагаются задания подобного типа: «С помощью Интернета найдите и распечатайте любую информацию о старинных мерах длины». Далее работа на уроке, посвящённая  старинным мерам длины, будет строиться на основании того материала, который найдут дети. Таким образом, главной компетентностной  задачей  урока будет не изучение старинных мер длины, а становление умений работы с информационными ресурсами.

5.Коммуникативная компетенция подразумевает использование различных коллективных приёмов работы ( групповая, парная, дидактические игры  и др.) Данные приёмы активно используются в современной начальной школе. Покажем это на примере «Урока – путешествия к острову Натуральных чисел» по теме « Все действия с натуральными числами» (4-5 кл).  Класс разбивается на несколько команд, выбирается капитан, все задания выполняются в судовых журналах (тетрадь). За каждое правильное выполненное задание на своём корабле дети рисуют звезду.   Каждая команда получает своё задание:

1. Устранение неисправности кораблей.  На  доске записаны примеры для каждой команды. В них имеются скрытые ошибки. Необходимо эти ошибки выявить и исправить.

2.Проверка готовности капитанов. Капитанам команд выдаются карточки с примерами в которых вместо звёздочек нужно вставить  цифру.

3.Расчёт времени, необходимого для путешествия. Учитель предлагает командам выполнить следующее задание: Загадайте любое трёхзначное число из различных цифр, умножьте его на 24, то, что получилось, разделите на 12, частное разделите на задуманное число, результат умножьте на 4. В результате вы узнаете сколько времени вам  необходимо для путешествия. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

4.Определите расстояние до острова. Командам предстоит рассчитать, сколько километров флотилия должна проплыть. (Решение задач по карточкам).

5.Выполнение манёвров повышенной сложности. Решение круговых примеров. (В этом задании ответ первого примера является началом второго примера).

6.Высадка на остров. Командам необходимо найти закономерность в изображении пароходов и добавить недостающий пароход.

7.Итог путешествия.

В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.

6. Социально- трудовая компетенция  предполагает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. На уроках математики дети учатся считать, вычислять, измерять и т.д. Таким образом, необходимы постоянные закрепление, усовершенствование и контроль за данными базовыми умениями.

Данная компетенция может быть реализована на уроках математики при использовании различных  вариантов работы на этапе устного счёта.

Приведём пример: 1.Сделать «прикидку» и сказать, в каком из примеров ответ: 241, 290, 336.

153 + 7 =                       238 + 3 =                     118 + 17 =

284 +6 =                        372 + 9 =                     

2. У Тани и Алёши денег поровну. У Тани 20-копеечные монеты, а у Алёши – 15-копеечные монеты. Сколько монет у Тани, если у Алёши 4 монеты?

Если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счёта у детей, то у  них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.

7. Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой современной жизненной ситуации. К ней относятся забота о собственном здоровье, основы безопасности жизнедеятельности.

Рассмотрим одну из задач из сборника задач по основам безопасности дорожного движения от «Дяди Стёпы – милиционера» (4 – 5 кл.)»: « Скорость легкого автомобиля 60км/ч, а грузовика 15км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?»

Решение: 60: 15 =4(раза) Ответ: скорость легкового автомобиля в 4 раза больше скорости грузовика; опаснее легковой автомобиль, так как у него скорость больше, кроме того, для водителя легкового автомобиля  мальчик появится неожиданно, так как обзор будет закрыт грузовым автомобилем.

            Таковы, на мой взгляд, варианты реализации ключевых образовательных компетенций на уроках математики в начальной школе, являющейся стартовой площадкой для реализации компетентностного подхода в курсе математики средней школы.

 

Список литературы:

1. Аммосова.Н.В. , А.М.Черкасова «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики»//Начальная школа плюс до и после.2010 №3.с 42-44.

2.Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные планы по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И. Моро. — М.: ВАКО, 2005.

3. Остер Г. Задачник « Вредные советы»; изд. Москва «Спарк-М» 1992г.

4.Тихоненко А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников // Начальная школа. — 2006. — №4. — С. 78–84.

5.Тихомирова Л.Ф. Логика для младших школьников. - Ярославль, 2001

6.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике. - М.,1999. - 222 с.

7.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. //Народное образование. 2003. №2.С.58-64.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Wolverine
Просмотров: 50 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Часы

Форма входа

Поиск

Погода


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz